Каким маслом смазывать цепь велосипеда

Чем и как смазать цепь на велосипеде с многоскоростной трансмиссией

Смазывайте регулярно цепь и подтягивайте трансмиссионные тросики. Эти два совета мы слышим при покупке байка, о них напоминают в серьезной мастерской, их же повторяют опытные специалисты-райдеры. С трансмиссией все ясно: при растянутом тросе передача самостоятельно перескочит, да и нужную скорость не включить. А что с велоцепью? Почему за ней необходимо ухаживать, и к чему такой трепетный подход к выбору смазывающего препарата?

А нужно ли: зачем смазывать велосипедную цепь

Как минимум, чтобы не скрипела или, в промежуточном варианте, не стрекотала. Как максимум, капля масла в узле трения (звене) повышает его износостойкость. В результате цепка ходит дольше. К тому же вам вряд ли удастся точно выполнить настройку заднего переключателя на сухом приводе.

Если копать глубже, то ресурс велоцепи определяют не только смазывающие качества продукта нефтехимии, а и его способность отталкивать песок и грязь от металла. Поэтому совершенно небезразлично, чем вы будете смазывать велосипедную цепь в домашних условиях или на станции технического обслуживания.

К сведению. У цепки есть допустимая степень удлинения, при которой она наносит минимальный вред звездам. Чтобы определить критическое растяжение, купите калибр или воспользуйтесь штангенциркулем (настройте его на 119 мм и померяйте внутренний размер: если он более 120,6 мм – надо менять). Кассета изнашивается быстрее передних звезд и выдерживает не более 2-3 своевременных смен цепки.

Чем смазывать цепь велосипеда

Нарисуем портрет идеальной велосмазки:

  • Не притягивает пыль.
  • Сохраняет цепь чистой.
  • Проникает в мельчайшие щели, одновременно не вытекая из них.
  • Не вымывается струей воды.


Такого состава в природе нет. Есть продукты для сухой летней погоды, которые вмиг смываются дождем, и смазочные вещества для влажных условий, вымазывающие одежду и притягивающие пыль. Поэтому при выборе совершенно безразлично, какая марка велосипеда лучше и насколько высоко он стоит в рейтинге.

Фирменные велосмазки

Красочные флаконы в веломагазинах – вовсе «не разводняк». Выбирая спецобразцы, вы, в первую очередь, делаете ставку на время обслуживания цепи. Оно минимально, а интервалы – максимальны. Ну и спорный момент: на фоне экономного расхода смазки затраты выглядят пустяково (700-1000 рублей на 10 000-15 000 км).

Для сухой погоды

Подойдет бутылочка с надписью DRY, но не любая. Если в приоритете ресурс – выбирайте тефлоновые, силиконовые или графитовые велосмазки. Их общий минус – пачкают все вокруг. Тем, кто любит чистоту, лучше смазать цепь своего велосипеда восковой смазкой. Но у нее тоже есть крупный недостаток – она имеет неважные смазывающие характеристики.

Совет. Не покупайте препараты в аэрозольных баллончиках. Расходуется быстро, мимо цепи улетает порядка 50% объема.

Для влажной погоды

Подойдет любой флакончик с надписью WET на этикетке. Внутри – разбавленная растворителем консистентная смазка. При попадании на цепной привод быстро рассредоточивается по зазорам, растворитель испаряется, а мы имеем густой состав между роликом и осью.

Состав не вымывается, но быстро собирает песок и пыль в сухую погоду. В дождь служит порядка 150-200 км.

Домашние рецепты: как сделать смазку для цепи своими руками

Не обязательно использовать фирменную химию. Как бы красочно не была расписана этикетка и столь же подробно разжеван состав какой-то специальной формулы, препарат вряд ли отличен от домашних аналогов.

Конечно же, может превосходство в ресурсе на 5-10 км у «фирмы» может и будет, но к чему этот разговор, если на кону сумма денег, которой с лихвой хватит на еще одну цепочку. Для бюджетного велосипеда типа Stels или Forward с дешевыми комплектующими покупать брендовые смазывающие материалы тоже не резон.

Для сухого шоссе

Альтернативу можно изготовить всем видам заводских DRY-составов. Исходя из срока их службы, имеет смысл искать заменители для смазочных продуктов на основе графита и воска.

Графитовая велосмазка

Графитовый консистентный препарат можно найти в любом автомагазине. Сам по себе состав густой и напрямую не наносится. Он служит основой для того, чтобы сделать двухкомпонентную смазку для цепи в пропорциях:

  • 50% бензина «Калоша».
  • 50% графитовой автосмазки.

Мешать удобнее прямо в шприце объемом 20 мл. По опыту специалистов-энтузиастов такого количества хватает примерно на 4 обработки.

Парафиновая смазка

Затолкать вещество в сочленения звеньев можно двумя способами:

  • Проварить цепок в расплавленном парафине.
  • Развести с керосином в пропорции 1:2 – 100 г. парафина на 200 г. керосина (лучше авиационного) и поставить отстаиваться на три дня (за это время парафиновые сгустки полностью растворятся).

Приверженцы способа добывают парафин из свечек или покупают в аптеке. Перед нанесением материал перетирают на терке. Практика показывает, что срок службы в среднем составляет порядка 500 км. По затратам значительно дешевле известного в велосипедной среде аналога Squirt.

Альтернатива жидким препаратам
  • Машинное трансмиссионное масло. Простой и дешевый аналог. На сухую хватает на 60-70 км, в дождь быстро вымывается. Изрядно цепляет пыль и цепок постоянно грязный.
  • Трехкомпонентный состав (60% солидола, 30% моторного масла, 10% графитового порошка). Старинный рецепт смеси для проварки велоцепи.
  • Трехкомпонентная смесь (85% литола, 5% мыла, 10% графитового порошка). Еще один дедовский рецепт состава для проварки.

К сведению. Графитовый порошок получают из щеток электродвигателя с помощью наждачной бумаги.

Для влажных погодных условий

Перед дождем лучше смазывать цепь на велосипеде густой консистентной смазкой. Она доставляется в жидком состоянии в зазор между пином и роликом и через некоторое время густеет. Рецепт изготовления:

  • Отыскать автомобильный состав №158 для карданных валов или «морскую» консистенцию для ступиц.
  • Смешать с бензином Калоша (альтернатива – топливо для зажигалок) в пропорции 1:1.
  • Перелить смесь в пузырек из-под капель для носа или заправить в шприц.

Можно ли смазывать цепь велосипеда…

  • Машинным моторным маслом. Не рекомендуется, оно жидковато, цепок быстро высыхает.
  • Литолом или солидолом. Напрямую наносить нельзя: в точки трения практически ничего не попадет + будет быстро собирать всю грязь с дороги.
  • WD-40. Нет, это отличный дегризер, но никак не смазочный препарат. В составе – уайт-спирит и какие-то легкие масла. Растворитель доставляет масла в закисшие точки, где они разжижают ржавчину и прочие образования. По сути, им можно только вымыть велоцепь.

Как правильно смазать цепь на велосипеде различными смазками

Цель – доставить смазочное вещество в сочленения звеньев. Внешне цепок должен быть сухим. Такой результат обслуживания считается грамотным. Чтобы он был еще и правильным, необходимо перед процедурой тщательно промыть привод.

Как чистить велоцепь

Чем бы вы не смазывали велосипедную цепь, прежде всего почистите ее. Цель этого мероприятия одна – удалить смесь грязи с маслом и абразив. В домашних условиях качественно и быстро это сделать невозможно. Но и тратить каждый раз около получаса на обслуживание вряд ли кто желает. Ознакомьтесь с двумя способами, и пользуйтесь ими поочередно.

Внимание! Не смазывайте грязный привод. Это ускорит его износ.

Быстрый способ чистки

  1. Зубная щетка, желательно, максимальной жесткости.
  2. Баллончик с дегризером (например, WD-40 или очиститель карбюратора).
  3. Ветошь.

Работа производится прямо на велосипеде:

  • Очистить цепок ветошью. Это удобнее делать на нижнем уровне (под рамой): взяться рукой, прикрытой тряпкой, за цепь, вытереть ее со всех сторон, прокрутить педали, повторить эти же действия на новом участке.
  • Пройтись зубной щеткой. Прижать ее к велоцепи в районе нижнего ролика заднего переключателя, почистить все четыре стороны и звездочки.
  • Продуть каждое сочленение дегризером, прикрыв раму, колесо и тормоза тряпкой или картоном.
  • Сделать 10-15 оборотов педалями назад.
  • Вытереть цепной привод насухо.

К сведению. Быструю чистку можно выполнить с помощью специальной машинки для мойки цепки. Под вопросом только бюджет такого метода (цена приспособления – от 1 100 рублей).

Капитальная очистка

Здесь потребуется снять цепь и пополоскать ее в любом органическом растворителе (бензине, керосине или уайт-спирите). Промывать удобно в бутылке, банке или невысоком судочке.

Совет. Чтобы не пользоваться постоянно выжимкой, установите на цепок быстросъемный замочек.

Как комбинировать способы? Чередуйте 3-4 скороспешных мойки с одной капитальной и велоцепь отслужит заложенный ресурс.

Как смазывать цепь в домашних условиях

Практически все препараты, в том числе и самодельные, наносятся путем внешней промазки каждого сочленения из флакончика, масленки или шприца. Проварку в приготовленном растворе практикуют единицы.

Экономичнее всего использовать небольшой медицинский шприц (на 5 кубиков):

  • Промазать каждый ролик (по 1 капле с обеих сторон).
  • Сделать 10-15 оборотов педалями назад.
  • Проехаться 300-500 м.
  • Вытереть цепь бумажными салфетками.
  • Окончательно пройтись влажной ветошью.
  • Если решено варить цепь в парафине, то делайте это на водяной бане, чтобы материал не пригорал. Время проварки – не более 10 минут.
  • Переход на восковую смазку лучше совместить с заменой цепки. Состав как бы консервирует сочленения звеньев, поэтому желательно, чтобы в них не было абразива.
  • При очередной обработке воскосодержащим препаратом или парафином нет необходимости капитально мыть привод. Достаточно только пройтись ветошью.

Смазка цепи велосипеда и виды смазочных материалов

Главным преимуществом велосипедов является отсутствие необходимости заправлять их горючим, так как вместо двигателя, в движение такой агрегат приводится с помощью физической силы. Однако отсутствие необходимости заливать горючее, еще вовсе не означает, что агрегат не требует проведения технического обслуживания. Одним из таких факторов техобслуживания является смазка цепи велосипеда. Только как правильно и чем ее смазывать, знают далеко не многие.

Капаем по капле в каждое звено

Зачем нужно смазывать цепь велосипеда

Велосипедом называется транспортное средство, которое приводится в движение за счет приложения физической силы. Для передачи этой силы от ног велосипедиста(педалей) к заднему колесу, велосипед оснащен цепной передачей, которая представлена в виде двух(минимум) звездочек и цепи. Что такое цепь, знает даже ребенок, но если вы задаетесь вопросом, зачем нужна ее смазка, тогда нужно рассмотреть конструктивные особенности.

Цепь велосипедная изготавливается из стальных материалов, и представляет собой набор идентичных по размеру звеньев. Количество звеньев в цепи отличается в зависимости от размера велосипеда. Звенья соединены между собой, благодаря чему создается гибкая цепная передача. Главная особенность цепи – это ее эластичность и гибкость, за счет чего происходит передача крутящего момента от ведущей звездочки к ведомой.

Необходима смазка

Смазка этого изделия является важным процессом, благодаря которому не только продлевается срок ее службы, но еще улучшается и упрощается процесс управления велосипедом. В процессе эксплуатации происходит контакт металлических звеньев с зубьями звездочек, а также их изгиб, что способствует нагреванию цепи и износу. Перегрев способствует растяжению изделия, которое негативно отражается на работе механизма. После ухода за цепью можно не переживать о том, что она порвется в дороге или будет спадать со звездочек.

Исходя из этого, следует отметить, что лучше регулярно смазывать цепь, чем покупать новую цепь через каждые полгода.

Когда и как часто нужно выполнять процедуру смазки

Попадание в конструкцию цепной передачи грязи, пыли и воды, также способствует снижению ее срока службы. Ухудшение технического состояния этого изделия приводит к ускоренному износу и других деталей трансмиссии, поэтому в результате придется поменять все детали, имеющие контакт с цепью. Чтобы исключить преждевременный выход из строя своего железного коня, а также продлить срок службы его деталей, следует своевременно проводить техническое обслуживание.

Читать еще:  Как сделать мотоцикл самодельный

Частота смазки изделия выполняется на основании следующих критериев:

  1. Через каждые 100 км пробега велосипеда(цифра приблизительная, так как сильно зависит от условий и месте эксплуатации). При этом рекомендуется проводить не только смазывание, но и чистку от засорений.
  2. При обнаружении посторонних звуков, издаваемых цепной передачей. Эти звуки напоминают звонкий хруст или шелест, который впоследствии только усиливается.
  3. При попадании грязи, воды или пыли. Правильная смазка выполняется тогда, когда изделие в этом нуждается. Если дожидаться, пока пробег составит 100 км, но на изделии могут появиться следы коррозии.
  4. Зависит от используемого варианта смазывающего материала.

Виды смазочных материалов

Перед проведением смазывающих работ нужно определиться с вариантом смазывающего материала. Многие не заморачиваются, и используют в качестве смазки Солидол или обычное моторное масло(или отработку). Однако при этом никто не задумывается о том, что такой способ смазки является неправильным. Чтобы разобраться, какие смазки лучшие выбрать для велосипедной цепи, нужно проанализировать все виды:

  1. Тефлоновая, представляет собой лучшую смазку. После нанесения вещества на устройство происходит формирование тонкого защитного слоя, который предотвращает прилипание пыли. Такие смазки выпускаются в виде аэрозоля и жидкости.
  2. Силиконовая способствует снижению трения металлических деталей. В продаже имеются смазки в виде аэрозоля, которые исключают оседание пыли на поверхности устройства.
  3. Графитовая обладает высокими свойствами, предотвращающие износ цепи. У графитового материала имеется такое преимущество, как защита от коррозии.
  4. Восковая обработка формирует защитный слой на поверхности изделия, который стирается быстрее, чем при использовании тефлоновой смазки.

Выбирать можно любой вариант смазочного материала из вышеперечисленных. Они отличаются не только свойствами, но и стоимостью, поэтому в зависимости от модели и стоимости велосипеда, следует подбирать соответствующий вариант.

Смазывать цепи велосипедов можно автомобильным или машинным маслом но, только принимая во внимание тот факт, что они притягивают к себе много пыли. Если пользоваться моторным маслом, то понадобится очень часто производить чистку и смазку, поэтому рациональнее остановить свой выбор на одном из 4-х выше перечисленных вариантов.

Выбирая смазочный материал для цепи своего велосипеда, нужно уделить внимание еще такому фактору, как условия эксплуатации транспортного средства:

  1. Для сухих условий среды смазочные материалы выпускаются в виде аэрозоля или жидкостной консистенции. Они предназначены исключительно для сухой погоды, так как после нанесения происходит их проникновение во внутреннюю конструкцию, что исключает налипание пыли. При использовании таких смазок важно производить их нанесение за 2 часа до эксплуатации велосипеда. Выпускаются такими популярными фирмами, как «Shimano» из Нидерландов, «Нанопротек» и «Daytona» из России.
  2. Для влажных условий среды применяются смазки жидкой консистенции, которые образуют защитную пленку, предотвращающую проникновение воды внутрь шарниров. Если планируется поездка в дождливую погоду, то обязательно рекомендуется обработать цепь одним из таких материалов. Производятся смазки для влажных условий теми же фирмами, что и для сухих. Применять же их в сухую погоду — не рекомендуется, и особенно, при передвижении по грунтовым дорогам. Налипание пыли приводит к тому, что уже после первой поездки понадобится чистка изделия.
  3. На основе воска смазочные материалы пользуются популярностью, так как они формируют защитный слой, способствующий предохранению трущихся деталей от прямого контакта с негативными факторами окружающей среды. Их главным преимуществом является многофункциональность, так как они обладают водо- и пылеотталкивающими свойствами, что позволяет их применять в любую погоду.

Многие велосипедисты не знают, чем НЕ нужно смазывать цепные передачи. Категорически противопоказано обрабатывать их густыми смазками, так как они имеют некоторые недостатки:

  • Не проникают внутрь шарниров;
  • Накапливание пыли;
  • Быстрое засорение.

Противопоказано применять такие варианты смазочных материалов для велосипедных цепей, как Солидол, Литол, отработанное и подсолнечное масло. Нельзя также использовать «WD-40», так как она не обладает смазывающими свойствами, но может применяться для очистки цепи от загрязнений.

Чистка цепи велосипеда перед ее смазкой

Перед тем, как прибегнуть к нанесению выбранного смазочного материала на велосипедную цепь, следует ее очистить от загрязнений. Чистка и смазка цепей велосипеда проводится одновременно. Существуют два способа очистки, которые важно рассмотреть.

Быстрая очистка

Представляет собой очищение изделия без его демонтажа с велосипеда. Для очистки можно использовать ткани, зубные щетки или специальные варианты очистителей. В качестве очистительной жидкости нужно отдать предпочтение растворителям, керосину или солярке, а бензин использовать не рекомендуется.

Как только все необходимые материалы для очистки готовы, можно велосипед перевернуть вверх колесами, и приступать. Рекомендуется отдать предпочтение способу очистки при помощи зубных щеток. Щетки нужно соединить между собой, щетиной друг к другу, после чего смотать их ручки изолентой.

После этого нужно смачивать щетки в растворителе, и вращая педали, осуществлять очистку по всей длине. Добиться таким способом максимального очищения не удастся, однако это лучше, чем просто нанести на засоренную цепь смазку. После проведения таких действий, необходимо подождать, пока остатки растворителя испаряться, и спустя 20-30 минут прибегнуть к нанесению смазывающих материалов.

Важно знать! Почистить изделие можно и при помощи специальных щеток. Их стоимость составляет от тысячи рублей, а принцип аналогичен очищению зубными щетками.

Как очистить велосипедную цепную передачу быстрым способом понятно, но периодически цепь нуждается и в капитальной очистке.

Капитальная очистка

Чтобы произвести капитальную очистку, понадобится снять изделие с велосипеда, после чего расположить его в емкости с чистящими препаратами. Используя щетку, следует произвести очистку ее по всей длине. После этого нужно заменить очиститель, и повторить процедуру.

Очистке подлежат также звездочки, для чего можно использовать щетку и растворитель. Удалив все засорения, нужно дождаться пока все подсохнет, и только после этого можно устанавливать цепь на велосипед.

Важно знать! Цепь не является вечным изделием, поэтому в зависимости от степени ее растяжения и срока эксплуатации, следует заменять. Если цепь уже сильно растянулась, то рекомендуем менять не только цепь, но и весь комплект звездочек. Так как если вы поменяете только цепь, то износившиеся старые звезды очень быстро испортят новую цепь.

Как правильно смазывается цепь велосипеда

Используя выбранную смазочную жидкость, нужно наносить смазку на каждое звено в местах соединения звеньев. Тонкий слой наносится на каждый ролик изделия. Большинство производителей выпускают смазочные материалы со специальным носиком для удобного нанесения.

Если используется аэрозоль, то во время его нанесения важно контролировать, чтобы жидкость не попадала на покрышки, тормозную системы и обод велосипеда. После того, как цепь по кругу будет смазана, следует в течение 2 минут покрутить педали, чтобы распределить материал по всей поверхности и внутренности элементов. В завершении нужно взять ткань, и удалить остатки жидкости хорошенько протерев цепь.

Чтобы убедиться в том, что цепь смазана по всей длине, можно перед началом сделать отметку мелом. На этом процесс смазки закончен, и можно продолжать эксплуатацию своего железного коня.

Следите за тем, чтобы на цепи не было коррозии, и она всегда имела чистый вид. Использование специализированных смазок позволит продлить срок службы не только цепи, но и прочих элементов велосипеда.

Смазка для велосипедной цепи — какой состав лучше всего

Легкомысленно относиться к технике нельзя, даже если это двухколесный велосипед. Это я вам могу сказать как механик. С течением времени отдельные механизмы велика начинают ржаветь, а при длительном отсутствия технического ухода и вовсе приходят в негодность.

Велосипедная цепь – это наиболее уязвимая часть велосипеда. На цепь может попасть вода и грязь, при работе приспособление часто находится под серьезной нагрузкой. Особую опасность для велосипедной цепи представляет дорожная пыль. Попадая на эту часть техники, пыль превращается в абразив и серьезно вредит конструкции.

Смазка для цепи велосипеда не просто нужна, а жизненно необходима. Качественный продукт позволит продлить период пользования велосипедом на длительное время. К выбору смазки стоит подойти максимально серьезно, потому что плохая смазка может нанести вред велосипеду. О том, какая смазка подходит для этой цели, можно будет узнать из представленного обзора.

Как часто нужно наносить смазку на цепной привод?

Подходящее вещество снижает трением, уменьшает износ и нагрузку на икроножные мышцы пользователя. При нанесении смазки на цепь, ее движение становятся более плавными и менее трудоемкими. Периодичность смазывания определяется не временными рамками. Здесь влияние оказывает изнашиваемость узлов с учетом интенсивности пользования велосипедом.

Например, если большая часть пробега пришлась на ровную поверхность, то срок эксплуатации цепи может увеличиться. Использование техники на бездорожье приведет к сокращению периода работы механизма. Оптимальный пробег между процедурами нанесения смазывающего вещества — 100-150 км. В особо тяжелых условиях, лучше наносить на цепь смазку через каждые 50-70 км.

Можно ли определить потребность в использовании смазки визуально?

При поездке, важно слышать крип педалей от вращения. Если таких звуков нет, то необходимо внеочередное тех.обслуживание. Определить потребность в использовании антифрикционного состава можно визуально по признакам:

  • на звенья имеются остатки смазочного состава в виде комочков, причем слой смазки нанесен неравномерно. Имеются следы ржавчины;
  • хорошо смазанные звенья цепи не будут фиксироваться в вертикальном положении;
  • звенья скрипят и задерживаются в верхней точке, при намотке.

Обязательно проводить тех.уход за цепной передачей сразу после поездки в дождливую погоду, когда велосипед побывал в грязи или в снегу.

Способы чистки цепного привода

Прежде чем перейти к смазыванию, цепь нужно подготовить, а точнее, смыть с аксессуара старую смазку, грязь. Если этого не сделать, то даже очень качественное масла быстро смешается с остатками влаги, грязи и приобретет свойства абразивного вещества.

Специалисты предлагают разные способы промывки цепи:

  1. Из простой пластиковой бутылки сделать ванночку, налить туда керосин. Промывать цепь, следует активно встряхивать емкость. Повторить процедуру несколько раз.
  2. Можно использовать ванночку и старую зубную щетку.

Для промывки применяется керосин, растворитель, а некоторые велосипедисты рекомендует использовать обычное подсолнечное масло. Смазывать цепь продуктом нельзя, а вот для промывки он отлично подходит. Масло входит в состав смеси из воды и моющего средства. После чистки цепь нужно тщательно просушить. Видео по теме позволит дополнить сказанное:

Чем можно смазать цепь дома?

У каждого автомобилиста есть дома солидол или литол. Эти составы прекрасно подойдут для мазки цепи велосипеда, когда ничего другого нет под рукой. Раньше цепь помещали в кипящую смазку и «вываривали» ее в течение получаса. После «варки» цепь тщательно протиралась ветошью.

Наносить смазку в густом виде невозможно, да и в особенно важные места состав не проникнет. Моторным маслом цепной привод велосипеда мазать категорически нельзя. Состав превратится сначала в эмульсию, а потом в абразив. В итоге, нанесенное масло навредит механизму.

Использование силиконовой смазки

Часто в интернете звучит вопрос – можно ли смазывать силиконовой смазкой цепные приводы велосипедов. Для людей, предпочитающих пользоваться современными веществами, силиконовая смазка может стать идеальным решением для смазывания велика. Плюсы продукта:

  1. Силиконовые составы отличаются высокими антифрикционными свойствами. В итоге, это позволяет снизить трение и уменьшить шумность работы механизма.
  2. Силикон не испачкает одежду и наносится тонким слоем.
  3. Смазка является водоотталкивающей и не позволяет жидкости попасть внутрь цепи.
  4. Стоимость средняя, но не на все продукты этой группы.
Читать еще:  Какой вес выдерживает велосипед

Из минусов можно отметить, что продукт смывается каждые 20-50 км.

Можно выделить такие составы:

  • тефлоновые смазки — дорогостоящие составы. Долго сохнут после нанесения. Обеспечивают полноценную защиту на 100 км.;
  • графитовые составы. Почти без недостатков, только сильно пачкают.

По сравнению с литолом или солидолом, такие смазки более удобные в использовании, но в практичности и по цене, они проигрывают.

Использование парафина

Подготовить велосипед к консервации можно при помощи парафина. Продукт продается в любом хозяйственном магазине. Подойдет и обычная свечка. Сначала нужно растопить материал на огне, а потом погрузить в него цепь. Греть полчаса. Вытащить в горячем виде, потом цепь подвесить.

Из недостатков – такой вариант обработки очень недолговечен. Повторять его нужно каждые 50 км. пробега. Материал стоит недорого, но процедура требует времени.

Заключение

Есть несколько выводов из представленного материала:

  1. Перед нанесением смазки, велосипедную цепь нужно подготовить – промыть удобным способом и тщательно высушить.
  2. Потребуется водоотталкивающая смазка, чтобы обеспечить механизму надежную защиту от влаги, грязи и пыли.
  3. При выборе смазывающего состава следует учитывать возможности продукта и его стоимость.

Смазка для цепи велосипеда – правильный подбор и применение

Все знают поговорку: «Любишь кататься, люби и саночки возить!». Это правило относится ко всякой технике, которой мы пользуемся. Например: даже такой несложный аппарат, как велосипед, нуждается в периодическом обслуживании.

Подтяжка болтов, натяжителя цепного механизма, подкачка шин – выполняется по мере необходимости. Но есть и узлы для регулярных регламентных работ: цепь и звездочки.

Смазка для цепи велосипеда обеспечивает плавность движения, снижает износ и нагрузку на ноги. Кроме того, цепь на велосипеде подвержена негативному влиянию погодных факторов (дождь, снег), а также абразивному воздействию дорожной пыли.

Устройство цепной передачи

Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, она состоит из множества элементов:

  1. Внешние и внутренние пластины, которые подвержены растягивающей силе. В местах сопряжения металл непрерывно трется друг о друга.
  2. Ролики удерживают необходимое расстояние между пластинами, на торцах также возникает трение.
  3. Втулки (стаканы) выполняют роль подшипников скольжения: разумеется, без смазки не обойтись.
  4. Штифты (так называемые пины) постоянно работают в режиме вращения. От качества (и наличия) смазки зависит их долговечность.

Как часто надо смазать цепь на велосипеде?

Периодичность обслуживания цепи напрямую не связана с временными интервалами. Узлы изнашиваются в зависимости от километража, а также интенсивности использования.

Например, если вы большую часть пробега находитесь на ровной трассе, дистанцию можно увеличить. А если велосипед используется на бездорожье, либо пересеченной местности с частыми подъемами – интервал обслуживания сокращается.

Для нормальных условий эксплуатации, пробег от смазки до смазки составляет 100-150 км. В тяжелых условиях, или при эксплуатации в режиме спортивных соревнований, правильно будет смазывать цепь через 50-70 км.

Кроме того, необходимость нанесения антифрикционного состава можно определить визуально:

  • на звеньях видны остатки смазки в виде комочков, слой неравномерный, есть следы ржавчины;
  • если вы сложите цепь петлей, и установите ее вертикально (3-4 звена), она фиксируется в таком положении (хорошо смазанные звенья будут сваливаться вниз);
  • звенья скрипят, при намотке на цепь задерживаются в верхней точке.

И, разумеется, цепную передачу необходимо обслуживать после поездки по дождю, грязи, и снегу.

Чем и как смазать цепь на велосипеде?

Как правило, используются специальные составы, либо стойкая к «водным процедурам» консистентная смазка. Об это поговорим позже, сначала разберем порядок проведения работ.

Способы очистки цепи

Прежде чем смазать цепь велосипеда, ее необходимо отмыть от грязи и старого масла. Для этого можно использовать специальную «машинку», с помощью которой очистка производится где угодно, хоть в лесу или на трассе.

Если этого не сделать, даже самый качественный состав нового масла моментально смешается с остатками влаги и абразивной грязью.

Если вы не сторонник «продвинутых» технологий, можно воспользоваться кустарным способом. Ванночка для промывки изготавливается из пластиковой бутылки за несколько минут.

И наконец, старый дедовский способ, проверенный десятилетиями. Правда придется демонтировать цепь с помощью разъемного замка.

Он представляет собой звено, оснащенное удлиненными штифтами и фиксирующей пластинчатой пружиной. На современных изделиях применяются наружные пластины с эксцентричными отверстиями для штифтов.

После снятия, вы можете погрузить цепь в пластиковую бутылку, заполненную моющим средством (ранее применялся исключительно керосин). Затем «коктейль» энергично встряхивается, как шейкер.

Все загрязнения удаляются механическим путем, оставаясь в жидкости. Процесс повторяется несколько раз, со сменой моющей жидкости.

Разумеется, никто не отменял ванночку и зубную щетку. Тем более, что промывать надо велосипедную цепь и звездочку.

Вариант с подсолнечным маслом

Для очистки применяются специальные проникающие составы, но можно использовать обычный керосин либо растворитель. Иногда звучит вопрос: «можно ли цепь велосипеда смазать подсолнечным маслом?». Смазывать нельзя, а вот промывать можно.

Точнее, надо приготовить смесь из воды, моющего средства и любого масла, в том числе и подсолнечного. Такой состав хорошо вымывает частички грязи между пластинами звеньев. Разумеется, после применения воды звенья тщательно просушивается, после чего производится смазка велосипедной цепи.

Переключение передач ставится в положение, когда натяжение минимально. Ролик механизма переключения опускается в стакан с жидкостью, и делается несколько оборотов педальной звездочки. Затем смазываем цепь маслом, которое в небольшом количестве должно быть в запасе каждого путешественника.

Конечно, такой способ не является полноценным обслуживанием. Но он поможет не испортить привод после грязевых ванн, вдали от цивилизации. Можно сколько угодно спорить, какая смазка лучше, но в описанной ситуации подойдет обычный литол или солидол. Тем более, что каких-то 20-30 лет назад ничего другого не применялось.

Информация: К вопросу, чем смазывать цепь горного велосипеда. В данном случае важнее выбирать интервал, а не тип смазки. Все современные средства скорее защищают вашу одежду, чем цепь. А если вы в походной форме гоняете по бездорожью, то лучшее средство – консистентные составы для автомобилей.

Чем смазать цепь велосипеда в домашних условиях?

Проверенный способ: варить в солидоле или литоле. Раньше, когда на прилавках не присутствовал такой ассортимент смазок, применялась безотказная методика.

В металлической емкости разогревалось густое масло (лучше всего на водяной бане). Цепь погружалась в «кипяток», и варилась там до получаса. За это время жижа проникала в самые тонкие щели между пластинами звеньев.

Советы бывалого велосипедиста — видео

После извлечения и застывания смазки, все лишнее удалялось с поверхности чистой ветошью. Естественно, такой способ не гарантировал от следов масла на штанинах (при касании), но с точки зрения качества обработки – вариант конкурирует с дорогостоящими специализированными составами.

Наносить эти смазочные материалы в густом виде (при нормальной температуре) бессмысленно. Она не проникнет в критические точки: втулки, промежутки между пластинами.

А вот на вопрос: «можно ли смазывать цепь велосипеда моторным маслом?», ответ отрицательный. Такая смазка может работать только в стерильных условиях картера.

При попадании воды она превращается в эмульсию, а дорожная пыль и вовсе сделает из нее абразивную пасту. Машинное масло вообще не совместимо с механикой байка.

Как подобрать смазку для велосипедной цепи — видео

Можно ли смазывать цепь велосипеда силиконовой смазкой?

Если вы сторонник современных материалов, и вас не смущает высокая стоимость, рассмотрим несколько примеров «продвинутых» составов для велобайкеров.

Силиконовые материалы. Являются полноценными антифрикционными составами, которые снижают не только трение, но и шумность работы привода.

Еще одно положительное свойство – тонкий слой силикона не пачкает одежду. Разумеется, никакая вода (в виде капель) не проникает внутрь цепи. Однако путешествие по лужам приводит к полному смыванию уже через 20-50 км. Стоимость средняя, можно позволить себе применение после каждой сложной поездки.

  1. Тефлоновая смазка для цепи велосипеда относится к дорогим препаратам.
    Кроме того, она достаточно долго сохнет после нанесения, это нужно учитывать, если вы хотите воспользоваться ей в дальней дороге. Если слой достаточно большой, вам не страшен дождь или снег. Однако срок службы таких составов не слишком большой: не более 100 км. Чистота одежды гарантируется (после высыхания).
  2. Графитовые составы практически не имеют недостатков. Кроме того, что о них можно испачкаться.

Великолепная адгезия, относительная влагостойкость, неспособность вбирать в себя дорожную пыль. И, разумеется, антифрикционные свойства, которые и не снились новомодным силиконам с тефлонами. Цена вполне доступная, на уровне того-же литола.

Если вы не решили, какой смазкой смазывать цепь на велосипеде, предлагаем народный способ, доступный каждому.

Смазка парафином

На самом деле, эта методика относится скорее к консервации, нежели к смазке. Тем не менее антифрикционные свойства парафина настолько высоки, что обработанные им цепи служит намного дольше.

Парафин можно купить в хозяйственных магазинах, или получить из бесцветных свечек (длинные и толстые, в храмах не продаются).

Твердый состав растапливается на водяной бане, в него укладывается велосипедная цепь, варево «готовится» не менее часа. Парафин покрывает внешнюю часть, и проникает в промежутки между звеньями.

Цепь извлекается в горячем виде, и подвешивается вертикально. Лишний парафин стекает, на поверхности остается тончайший защитный слой.

Единственный недостаток – такая обработка недолговечна (особенно зимой), поэтому ее следует повторять каждые 50 км пробега. Проблема компенсируется копеечной стоимостью материала.

Естественно, перед первичным нанесением требуется тщательная промывка. Повторное нанесение можно выполнять сразу. Внутрь практически не попадает мусор и влага.

Способ и тип смазки можно выбирать исходя из толщины кошелька и наличия свободного времени. Одно правило не обсуждается: без смазки велосипедная цепь прослужит недолго.

Чем смазать цепь велосипеда?

Велосипедная цепь является важной деталью байка и нуждается в регулярном уходе. От её технического состояния зависит не только удобство эксплуатации транспортного средства, но и безопасность велосипедиста. Поэтому вопрос правильного выбора средств по уходу за цепью является актуальным и волнует многих.

Зачем смазывать цепь?

Велосипедная цепь требует постоянной чистки и своевременной смазки. Если этими процедурами пренебрегать, то со временем она начнёт издавать неприятные скрипы или стрекотать. Кроме того, без смазки очень трудно настроить задний переключатель скоростей. Смазанная цепь не позволяет песку и грязи проникать в сочленения и работать как абразив, в то время как в сухой цепи происходит быстрое растачивание посадочных мест пинов, приводящее к удлинению цепи.

Растянутая цепь, в свою очередь, влечёт за собой порчу зубцов кассеты и передних звёзд. Это приводит к увеличению шума и понижению КПД, из-за чего велосипедист вынужден затрачивать значительно больше усилий для поддержания нужной скорости транспортного средства.

Особенно часто в смазке нуждаются цепи горных и туристических велосипедов, которые эксплуатируются в условиях бездорожья. Поклонники велотуризма и экстремальных видов спорта вынуждены уделять состоянию цепи достаточно много времени, в то время как владельцы городских байков, передвигающиеся исключительно по плитке или асфальту, могут особо не беспокоиться о состоянии цепей и смазывать их несколько раз за сезон. Однако данное послабление допускается лишь в том случае, если велосипед не эксплуатируется в дождливую погоду и хранится в сухом помещении.

Читать еще:  Как поставить на учет мотоцикл без документов в россии

Если же байк попал под дождь, то цепь тщательно очищают от песка и грязи при помощи специальной машинки или зубной щётки, после чего обильно смазывают. В противном случае прилипшая грязь спровоцирует коррозийные процессы и вызовет ржавление цепи.

Виды смазки

Классификация смазки для велосипедных цепей производится по таким признакам, как форма выпуска, условия применения и химический состав. По первому критерию выделяют 3 вида смазок.

  • Жидкие смазки очень удобны в нанесении и по своей консистенции напоминают машинное масло. Составы продаются в удобных флаконах небольшого объёма и оснащены капельницей.
  • Смазка-спрей также удобна в применении и представлена маслянистой субстанцией, распыляемой на звенья цепи в виде аэрозоля. Данная форма выпуска оптимальна для нанесения в полевых условиях, из-за чего её часто можно встретить в велоаптечке. Однако в домашних условиях многие байкеры предпочитают использовать другие смазки, так как при нанесении на цепь большая часть масла распыляется в никуда.
  • Густые смазки в большинстве случаев служат основой для приготовления двухкомпонентных составов и сами на цепь не наносятся. Непосредственно перед использованием к ним добавляют растворитель, который после нанесения на цепь быстро выветривается, вызывая застывание смазки. Такие составы используются в дождливую погоду, эффективно защищая металл от губительного воздействия воды.

Следующим признаком классификации смазочных материалов являются условия использования. По данному признаку средства подразделяются на те, что годятся лишь для сухой погоды и на влагоустойчивые составы.

  • Составы для сухой погоды после нанесения на цепь высыхают и образуют защитную плёнку, похожую на белёсый налёт. Плёнка предотвращает прилипание к цепи пыли и грязи, однако быстро смывается первым дождём.
  • Для влажной погоды используют водоотталкивающие смазки, которые толстым слоем равномерно наносят на цепь. Такие составы пачкают одежду и притягивают пыль, однако стойко переносят обильные осадки и езду по лужам и грязи.

По действующему веществу смазки подразделяются на 5 видов. Рассмотрим их подробнее.

Парафиновая

Восковая смазка считается достаточно дорогим средством. С её помощью на поверхности цепи создаётся тонкий защитный слой, отталкивающий пыль и грязь. Однако её использование предполагает предварительную чистку и помывку цепи, что не всегда бывает возможно.

Кроме того, нанесение парафинового состава должно строго дозироваться, в противном случае воск забьёт все втулки и сочленения цепи. Для того чтобы самостоятельно приготовить восковую смазку, парафин трут на тёрке и смешивают с авиационным керосином в пропорции 1:2.

Смесь оставляют на 3 дня для полного растворения парафиновых сгустков, после чего наносят на цепь. Как показывает практика, одной восковой обработки хватает на 500 км пути при сухой погоде и на 200 км – при дожде.

Тефлоновая

Этот вид смазки считается самым распространённым в велосипедной среде и характеризуется как максимально надёжный и эффективный. Более того, тефлоновые составы продаются по приемлемой стоимости и присутствуют во всех веломагазинах. Как понятно из названия, главным действующим веществом в них является тефлон, который обволакивает цепь и образует на ней тонкую защитную плёнку. Пыль, песок и грязь не прилипают к поверхности, и она долгое время остаётся чистой.

Тефлоновые смазки выпускаются в виде жидкости и аэрозолей, однако опытные байкеры советуют приобретать именно жидкие составы. Это обусловлено тем, что при распылении смазки на цепь значительная часть вещества улетает мимо, пачкая соседние детали и вызывая перерасход средства.

К недостаткам тефлоновых смазок относят слишком быстрое вымывание состава, из-за чего во время дождя их хватает не более чем на 50 км.

Силиконовая

Принцип действия смазки с силиконом такой же, как и у тефлоновых составов: силикон образует на поверхности цепи тонкую плёнку, которая отталкивает пыль и грязь. Чаще силиконовая смазка выпускается в виде аэрозолей, что не очень удобно для смазывания мелких элементов цепи. По субъективной оценке опытных велосипедистов, до 50% от общего объёма распыляется мимо цели. К минусам силиконовой смазки относят необходимость частого нанесения, так как одной обработки хватает не более чем на 30-40 км.

Графитовая

Эта смазка защищает элементы цепи от быстрого износа и обладает высокими антикоррозийными свойствами. Кроме того, средство способно проникать в самые труднодоступные участки цепи, снижает негативное воздействие силы трения и очень долго не вымывается. При сухой погоде одной обработки хватает на 150 км пути, при дожде или езде по лужам – на 70-80 км.

Смазка выпускается в виде очень густого по консистенции средства, которое смешивают с бензином «Калоша» в равных частях. По наблюдениям многих байкеров, одного шприца смеси объёмом 20 мл хватает на 4 смазки.

Молибденовая

Смазка на основе дисульфида молибдена обладает высокой устойчивостью к экстремальным температурам и отличается хорошим смазывающим эффектом. Она образует долговечную увлажняющую плёнку, которая надёжно защищает звенья цепи от прилипания грязи и уменьшает негативное влияние силы трения. Молибденовые составы выпускаются в виде аэрозолей и маслянистых жидкостей во флаконах объёмом от 70 мл.

Что нельзя использовать?

Категорически не рекомендуется смазывать велосипедные цепи густыми смазочными смесями, такими как литол, солидол и отработанное масло (отработка). Такая смазка не способна проникать к труднодоступным участкам цепи и притягивает на себя огромное количество пыли. С осторожностью следует применять и WD-40, в составе которого присутствует уайт-спирит. Особенность этого компонента состоит в том, что он не оказывает обволакивающего действия, а напротив, смывает остатки смазывающих материалов.

Нельзя использовать и машинное масло, которое собирает и удерживает на себе грязь и песок, а также подсолнечное масло, которое не обладает смазывающим эффектом и быстро стекает на землю.

Масла для швейных машин и трансмиссионные составы – это тоже не лучшие варианты для смазки цепей: они притягивают много пыли и не защищают от воды.

Обзор производителей

Современный рынок предлагает огромное количество средств по уходу за цепью в домашних условиях. Ниже представлен рейтинг наиболее популярных составов, положительные отзывы о которых чаще других встречаются в сети Интернет.

  • Возглавляет рейтинг известный производитель комплектующих и аксессуаров для велосипедов Shimano, выпускающий качественные средства по уходу за различными узлами велосипеда, в том числе и за цепями. В качестве примера можно рассмотреть смазку для сухой погоды Shimano PTFE Dry Lube. Средство выпускается в небольшом флаконе объёмом 170 мл, имеет удобный дозатор и характеризуется небольшим расходом. Пользователи отмечают, что цепь меньше пачкается, а ход велосипеда становится быстрым и очень лёгким. Стоимость смазки составляет 354 рубля.
  • Вторую строчку рейтинга занимает немецкая компания Lider со своей одноимённой смазкой на основе дисульфида молибдена. Средство выпускается во флаконе или тубе ёмкостью 70 мл, отлично работает в условиях высоких температур и имеет более чем приемлемую цену – 176 рублей.
  • Масло для цепейSpecial Chain lubricant Rohloff также производится в Германии и отвечает всем современным требованиям, предъявляемым к смазочным материалам. Смазка хорошо работает при высоких нагрузках и защищает цепные шарниры от грязи и влажности. Более того, средство создано на биологической основе, что означает его абсолютную безвредность для человека и окружающей среды. Смазка отличается небольшим расходом и является одним из лучших средств по уходу за цепью. Стоимость флакона объёмом 50 мл составляет 490 рублей.
  • Велосипедная смазка для цепиMottec Grease For Bicycle Chains производится в Голландии и специально разработана для облегчения хода велосипеда на высоких скоростях. Это стало возможным благодаря присутствию политетрафторэтилена (PTFE), который обеспечивает очень лёгкое скольжение цепи. Ещё одно вещество под названием ревитализант предотвращает быстрый износ звеньев цепи и препятствует её растяжению.

Смазка хорошо проникает в труднодоступные места, защищает металл от коррозии и, несмотря на аэрозольную форму выпуска, довольно экономична. Стоимость флакона ёмкостью 200 мл составляет 600 рублей.

  • Смазка-спрей для велосипедных цепейNanoprotech 210 мл производства Голландии эффективно защищает металл от влаги и коррозии, устраняет скрип, освобождает заржавевшие звенья от ржавчины и значительно облегчает ход. Более того, средство предотвращает замерзание сочленений на морозе, уменьшает трение, продлевает срок службы цепи и отлично подходит для консервации велосипеда на зиму. Стоимость флакона объёмом 210 мл составляет 400 рублей.
  • Керамическое маслоBallistol BikeCer производится в Германии, оно было специально разработано для велосипедных цепей, работающих в экстремальных условиях. Средство точечно наносится на цепь и значительно снижает трение и износ звеньев. Кроме того, оно отлично защищает металл от коррозии, проникает во все труднодоступные места и вытесняет воду с поверхности цепи. Благодаря хорошей адгезии время между смазками существенно увеличивается, что приводит к экономии средства. Флакон масла объёмом 100 мл стоит 700 рублей.

Как выбрать?

При выборе смазки для велосипедной цепи в первую очередь следует ориентироваться на те условия, в которых предстоит эксплуатировать велосипед. Так, для сухой погоды рекомендуется покупать средства, на флаконе которых стоит пометка «dry». Однако здесь стоит отметить, что не все виды сухих смазок одинаково хороши и универсального варианта среди них не существует.

К примеру, графитовые, тефлоновые и силиконовые составы отлично защищают цепь от загрязнения и обладают высоким смазывающим эффектом, однако пачкают всё кругом. Поэтому тем, кому важна идеальная чистота транспортного средства, лучше использовать восковые составы. Но и у них есть существенный минус – в сравнении с тефлоновыми, силиконовыми и графитовыми смазками, они обладают низким смазывающим эффектом.

Если велосипед планируется использовать в дождь, то нужно выбирать смазки с пометкой «wet» на этикетке. Обычно внутри находится густая консистентная смазка, которая разбавлена растворителем.

При нанесении на цепь она быстро проникает во все труднодоступные места и после испарения растворителя густо обволакивает звенья. Средство не вымывается водой, однако при сухой погоде притягивает к себе пыль и песок. В дождь, а также при езде по лужам и мокрой траве на такой смазке можно проехать до 200 и более километров.

Самодельные средства

Если же возможности посетить специализированный магазин нет, а цепь срочно нуждается в смазке, то «дотянуть» до дома помогут самодельные препараты, приготовленные из подручных средств. Так, для сухой погоды подойдёт состав из 6 частей солидола, 3 частей моторного масла и 1 части графитового порошка, который соскребают со щёток электродвигателя при помощи обычной наждачки.

Можно приготовить и другой состав, соединив 8,5 частей литола, 1 часть графитового порошка и 0,5 части мыла. Компоненты тщательно перемешивают и смазывают цепь. Если же под рукой вообще ничего нет, то в крайних случаях допускается использование машинного трансмиссионного масла. По приезде домой цепь тщательно отмывают от самодельного средства и наносят специальную велосипедную смазку.

Для дождливой погоды готовят такую смесь: в равных частях берут автомобильную смазку №158 для карданного вала и смешивают её с топливом для зажигалок или бензином «Калоша». Полученной смесью густо обмазывают все звенья цепи, не забывая по приезде «в цивилизацию» быстро смыть это средство и обработать цепь качественным составом.

О том, как подобрать смазку для цепи велосипеда, смотрите далее.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector